"Торжественно клянусь, что замышляю шалость и только шалость!" (c)
Почему-то так исторически сложилось, что мы с интересом относимся к греческой мифологии, античности, с восторгом читаем о 12 подвигах Геракла, с увлечением изучаем Древний Египет, но почти совсем не знаем собственного прошлого, своих древних традиций, имеем самые смутные представления о язычестве и мифологии древних славян, равнодушны к собственном фольклору, сказкам, былинам, народным представлениям. А ведь славянская мифология не менее интересна и важна для наших народов. Даже школьник знает, кто такие Зевс, Аполлон, Гера, но спросите русского человека, украинца, белоруса, в кого же верили его предки, он разве что припомнит одного Перуна, да и то не сможет толком объяснить, какую функцию выполнял этот бог. То же самое касается и так называемой «низшей мифологии», древнеславянского бестиария. Ведь даже здесь западных мифологических существ мы знаем лучше, хотя те же упыри, оборотни, русалки — это часть славянской культуры.
web-kapiche.ru/panteon.html - смотри сюда
bestiaria.ru/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%B...
про саму Мару
Неоязычники могут члюбое чучело как богиню воспринимать, это к истории отношения не имеет. Из богинь чучело не делают и на костре не сжигают. Рыбаков связывает подобные обряды с пережиточными элементами древних жертвоприношений.
во владимирском может и нет (какой-то он сильно урезанный)
То, чего нет ни во владимирском пантеоне, ни в средневековых текстах, торговых и военных договорах, не имеет скульптурного изображения в капищах - сильно сомнительно.
Я же написал, что опираюсь в данном случае на Рыбакова. Какой-то исследователь может считать Морену богиней, это его личное дело. Не стоит верить разным статьям, где даже не указаны источники информации.
Да, Владимирский пантеон - это те боги, которых Владимир Святославич почему-то посчитал наиболее важными и общими для всех. Упрёки в его сторону выглядят по меньшей мере странно - он всё-таки русский князь. Естественно, богов было больше. И у разных племён могли быть и свои, как, например, и у западных славян, но плодить сущности без необходимости тоже не вижу смысла. Я написал о том, что известно, а не высасывал из пальца. В каком источнике (не книге-статье, а источнике) Морена у славян упоминается как богиня? Хорс есть, Дажьбог есть, скульптурные изображения Велеса и Перуна и их упоминания в византийских договорах мы видим. А где Морена?
Буду писать про другие исследования - тогда, может, что-то добавлю, пока это только общий очерк, точки зрения у учёных могут сильно отличаться.
Очень смешно. У славян не могло быть такой строгой схемы богов и божков. Даже без особого разбора видно, что схема лишена всякого смысла. Грифон, к примеру, явное византийское и римское христианское влияние, а не часть славянской мифологии. Ох уж эти неоязычники, всё в одну кучу. Даже "Даждьбог" написали...
Вся схема с объяснением - один большой фейспалм. Второй сайт не лучше.
Да пожалуйста:
chudinov.ru/derevyannyiy-lik-maryi-shigirskogo-...
В 1997 году в лаборатории Геологического института РАН в г. Москве и в лаборатории радиоуглеродного анализа истории материальной культуры РАН г. Санкт-Петербурга скульптура была датирована эпохой мезолита: 8680±140 лет тому назад…» (ЧАИ, с. 106-107).
Мезолит - это очень далеко от Средневековья. Не стоит разные эпохи смешивать, тогда и упырям поклонялись, а Перуна и Велеса ещё не существовало. Позднее бог вполне мог стать и мифологическим персонажем, как это стало и с другими богами. Кроме того, это праславянские времена, славяне ещё не выделились. То есть это индоевропейский культ.
А теперь смотрим, что это за Чудинов такой:
Вале́рий Алексе́евич Чуди́нов
"Заявляет о прочтении тайнописного наследия, зашифрованного в остатках материальной культуры древних цивилизаций. Сторонник идеи существования славянских рун. Работы Чудинова, претендующие на открытия в области эпиграфики и палеографии, не признаются академической наукой, а историки причисляют его концепцию к жанру фолк-хистори. Выводы концепции Чудинова не основаны на научных методах работы с источниками".
Я не мог в одной статье говорить обо всех богах и мифологических фигурах, дойдёт и до Морены очередь, не волнуйся. Я опираюсь на серьёзные исследования, а не на псевдонаучные концепции. Рисунок я, кстати, видел, он есть в книге у Рыбакова.